Религии

Фигура архата в буддизме

В буквальном смысле архат переводится как достойный. Архат – это монах, который достиг просветления и нирваны и больше не вернулся в цикл перевоплощений (в сансару). Архат становится центральной фигурой и остается таковой в буддийской хинаяне (малой колеснице). Преодолевая границы земного, лишенный саморазрушения, овладевая желаниями и достигая религиозной цели, он воплощает религиозно-антропологический идеал в хинаяне (техраваде), воспринимаемый как высший человек (uttaramunha), даже как святой. Такое значение заложено в архате как эпитете Будды Сиддхартхи Гаутамы. Архат, согласно учению Тхеравады (основная ветвь хинаяны), достиг более высокого знания, мудрости и поэтому считается непогрешимым. Он все знает, он не сомневается, он контролирует свои желания даже во сне.

архат

Положение архата

Положение архата достигается через ряд этапов, которые различают четыре уровня освобождения (соответствующие четырем режимам или уровням медитации):

  1. «Вошедший в поток», ведущий к нирване (этим адептам остается еще семь перерождений);

  2. «Однажды возвращающиеся» к циклу воплощений (они переродятся однажды прежде чем получить положение архата);

  3. «Невозвращающиеся» в цикл реинкарнаций (анагамин, предположительно рожденный в следующий раз на небесах чтобы там окончательно достичь совершенства);

  4. Архант. Достигнув нирваны, архат может оставаться в мире в своем собственном теле (нирвана «с остатком») до конца правильной кальпы (исторического периода). Однако в итоге полностью освободится от воплощений в сансаре.

Сиддхартха Гаутама Будда для ранних буддистов является примером архата и является моделью, которой можно следовать, но не обожествлять. Они придерживаются заветных слов: «Будь сам себе светильником» («Махапаринирвана сутра»). В этом смысле их ориентация остается антропоцентрической. Но для архатов они также иногда допускают сверхъестественные способности (сверхзнание, возможность посещать сразу нескольких мест, поселяться в других телах и т. д.), которые придают фигуре архата необычность и позволяют в каком-то смысле сделать его предметом поклонения.

Качества архата становятся предметом дискуссий в раннем буддийском сообществе (сангхе) и одной из главных причин буддистского распада. На собрании Паталутупра (Третий совет) и состоялся данный распад в связи с серьезной критикой взглядов на фигуру архата. Фокусирование архатов исключительно на себе демонстрирует, по словам критиков, очень эгоистичную ориентацию. Так постепенно, среди противников ортодоксальной хинаяны, формируется новый идеал, который не связан с антропоцентрической концепцией, а с трансцендентальной ориентацией буддистов и идеалом бодхисаттвы. Но Тхеравада, основная школа в хинаяне, которая по-прежнему имеет много сторонников в разных странах, защищает основные взгляды архаизма как конечной цели религиозной жизни. Для махаяны (большая колесница) стать архатом не является пределом для достижения религиозной цели, а только уровнем после которого есть и другие.

Фигура архата в буддизме
отзыв 3 оценка 5

Метки
Показать больше

Статьи по теме

Добавить комментарий

Close