Религии

Буддизм хинаяны

Первоначальное направление буддизма, то есть буддизм хинаяны, связан с более строгим и буквальным соблюдением норм изначального (раннего) буддизма и норм ранней сангхи (духовного сообщества).

Хинаяна

Хинаяна, или «Малая колесница», не является самоназванием тех, кто принадлежит к этому направлению. Когда они появляются, то называют себя стхавири (санск.) или тхери (палийск.), то есть старейшины и собственное учение – стхавиравада (или тхеварада).

Название «хиная» позже было дано сторонниками Махаяны, которые относились к приверженцам Малой колесницы не особенно положительно, так как фактически откололось от этой ветви религии и создали собственную. Современные воззрения буддистов не являются столь радикальными и последователи Махаяны чаще всего считают хинаяну просто этапом на пути к истинной цели – просветлению всех существ.

Палийский канон

После того как Будда Сиддхартха Гаутама перешел в паринирвану состоялся первый буддийский собор. Около 500 года до н.э. представители буддийской сангхи встретились в Раджгире, столице королевства Магадха, там был принят Палийский канон или Трипитака. Данное собрание материалов описывало речи и учение Будды Гуатамы и стало одним из основных письменных источников учения. Канон далее пополнялся и используется буддистами до сих пор.

Далее возникло несколько групп, появились разногласия. Первый спор касается правил, установленных Виная-питакой, о способе монастырского общежития и особенно о возможности приема пожертвований «золотом и серебром», то есть в эквивалентах денег.

Примерно через 100 лет был созван новый совет (второй буддийский собор). Помимо разногласий относительно дисциплинарных правил среди буддистов, возникают некоторые доктринальные различия. Именно эти споры ведут к расколу сангхи. Так стхавиры (Тхеры) консолидируются как выразители более ортодоксальных, более близких к источнику представителей буддийского учения. Они как можно ближе придерживаются первоначальных законодательных предписаний и строго придерживаются принципов монашеской жизни.

Стхавиры

Стхавиры продолжают решительно отрицать возможность того, что монастыри могут принять «золотые и серебряные» пожертвования и считают, что сангха должна оставаться сообществом монахов. Смысл религиозной жизни, по их мнению, состоит в том, чтобы достичь состояния атрхата, то есть просветления и нирваны для себя.

Статья по теме:  День снопа Велеса

Махасангики

С другой стороны есть сторонники идей «смягчения» уставов, изменения понимания задачи архата, стремящиеся к созданию более открытого религиозного сообщества. Махасангики считают, что потребности в еде могут быть изменены, что разрешено принимать пожертвования наличными, совершать таинства и иметь места для медитации за пределами монастырей.

На собрании монах по имени Махадева представил свои основные возражения против понимания качеств архата. Позже Махасангики начали формировать и проповедовать второе основное направление буддизма – Махаяну (Большую колесницу) и назвали «старейшин» (то есть стхавиров – в переводе старейшина, так как они являлись изначально самыми старыми представителями изначального буддизма) – хиная.

То есть маленькой колесницей (иногда даже указывается перевод узкая или ущербная колесница), потому что они придерживаются обязательного требования становиться монахом и потому, что их основные устремления в достижении нирваны для себя. В этом смысле они считают, что эти адепты создали только «узкий путь» для спасения.

Попытка примирить разные группы сангхи делает король Ашока в III в. Его роль в консолидации буддизма часто сравнивается с ролью императора Константина в продвижении христианства. Под его правлением буддизм как религия получает официальный статус, связанный с государственными учреждениями. Ашока отправляет буддийских миссионеров в разные страны; самая успешная миссия – в Шри-Ланке, где миссионером является его сын.

Читайте также:
Оммёдо магия гармонии

Насколько полезной была эта статья?

Нажмите на звезду, чтобы оценить это!

Средний рейтинг 3.5 / 5. Подсчет голосов: 2

Пока нет голосов! Будьте первым, кто оценит этот пост.

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button
X