ИсторияФилософия

Дэвид Юм (1711 — 1776)

«Для нашей философии нет ничего более удобного, чем восприятие некоторой степени умеренного скептицизма, а также честного признания невежества и проблем, выходящих за рамки всех человеческих способностей». Д. Юм, Приложение к Трактату о человеческой природе.

Сила скептика. Просвещенный эгоизм. Английский эмпиризм. Впечатления и идеи. Причина причинности.

«Противостоять философии — это лучший способ философствовать!» — эта максима Паскаля, по-видимому, оправдывает философию Дэвида Юма. Слава Юма — это не столько его философия, сколько популярные эссе о морали и политике, о истории религии, отмеченные скандальной известностью книги, запрещенные церковью.

Кант о Юме

Но за этой видимостью лежит трудная работа мысли, чья рационализация почти всегда была поводом для переоценки философской традиции: пример в этом отношении с Кантом является показательным. Слова последнего, что философские произведения Юма пробудили его от догматического сна, могут использоваться всеми, кто увлечен в философии.

В этом подходе любой обход Юма является недальновидным: потому что, даже если философские очки шотландского мыслителя ошибаются с диоптриями, стоит отметить, что через них философские темы и объекты видятся таким образом, что позволяют проводить дальнейшие корректировки.

Трактат о человеческой природе

Во Франции Юм работал над трактатом, создавая ему прочное место в истории, а именно «Трактатом о человеческой природе». Книга, опубликованная в 1739 году, не особенно интересна, но она не очень беспокоила молодого автора, который уже решил проблемы мира и разработал методологию оценки природных явлений, социальных событий и человеческих отношений.

Эта методология может быть представлена словом «скептицизм», но не в смысле «недоверия», а в смысле отказа от веры в видимость, традицию, органы власти, учреждения; для этого отрицания это в основном трезвая и честная причина — думать самостоятельно. А это значит — он не отказывается от самоутверждения. Иногда это может привести к «разумному эгоизму», который, однако, является более безопасным консультантом в жизни, чем «сентиментальный альтруизм»: поскольку альтруизм нередко утверждает, что «так делается от любви к другому», не указав, что «другой» может иметь «другие» цели и не разделять то, что вы разделяете.

Статья по теме:  Стоит ли восхищаться миром древних греков?

Время жизни Д. Юма показывает, что он всегда защищал свои права: когда «Трактат …» встретил упорное непонимание аудитории Юм не сдался и решил стать мыслителем с другими на первый взгляд более понятными средствами: с эссе. Средства изменились, но цель остается, личное самоутверждение также является самораскрытием разума.

Аморальный и безбожный Юм

И это не «мой» или «ваш» ум, а человеческий разум в его целях и действиях; честный мыслитель, который не является альтруистическим или сентиментальным рассказчиком, несет ответственность за его появление в чистом виде. Невозможно, чтобы эта точка зрения не настроила всех «доброжелательных людей человечества» против себя: они назвали сочинения Юма «аморальными и безбожными» и отвергли все попытки их автора получить профессию. Что было слишком естественно: альтруисты увидели опасность для людей, которые по своей природе заблуждаются — их легко соблазнить.

Юм начал с изысканного стиля письма Юма и закончил утверждением, что нет оснований принимать догматы о небесных царствах, о избранных народах или помазанном Богом народе. Юм считал, что вся эта догма основана на торговле и экономике, и именно это должно было быть раскрыто, чтобы устранить заблуждения и очистить науку. Не только он так думал: в это мышление включены многие люди, разбросанные по всей Европе, но собранные в семье Просвещения.

Наиболее прочной эта семья была во Франции; она сформировала круг энциклопедистов, с которыми Юм давно поддерживает дружеские связи. После того, как он увидел свое собрание сочинений в Индексе запрещённых книг от 1761 года и после того, как он нашел хорошую работу во Франции, он покинул свою родину.

Английский эмпиризм

Философская работа Д. Юма продолжает традицию современности и заканчивает ее, чтобы сформировать классический вид такого типа аргументации и исследований, который сегодня называется «эмпирическим», т. е. направленный на действительность, данную как внешний объект. Мы можем сказать, что эмпирическая традиция начинается с Фрэнсиса Бэкона и его пресловутого индуктивного метода восстановления науки.

Статья по теме:  Хадзимэ Каваками - японский философ-марксист

Это начало характеризуется отрицанием «души» как условия знания и, соответственно, валидацией конкретного сенсорного (воспринимающего действительность) субъекта как основы каждого когнитивного и практического действия.

С другой стороны, эмпирическая традиция утверждается Томасом Гоббсом, для которого тело — вещь, в то время как ум — это только способность. После Джона Гоббса Джон Локк подтвердит, что «нет ничего в интеллекте, чего ранее не было в чувствах», чтобы сделать отсюда вывод о том, что чувствительность дает мне качества объектов, которые заполняют «чистую доску» наших знаний: только после такого наполнения ум может действовать сам по себе, то есть, «отражать».

Далее следует опровержение Беркли по идеологическим причинам. Беркли является англиканским епископом и видит свою цель в опровержении материализма, но и он чисто логичен; кроме того, частная научная практика Беркли сыграла определенную роль в его работе.

Читайте также:
Фридрих Ницше — краткая биография

Насколько полезной была эта статья?

Нажмите на звезду, чтобы оценить это!

Средний рейтинг 5 / 5. Подсчет голосов: 1

Пока нет голосов! Будьте первым, кто оценит этот пост.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button