Еретичество
Кто такие еретики? Это люди, не разделявшие официального учения Церкви. Церковные соборы разработали и приняли главные догматы. В их число входило учение о Троице, о непорочном зачатии Христа от Духа Божьего, о том, что церковь — единственный посредник между Богом и людьми.
Языческая культура
Языческая культура сильно прижилась в христианских традициях. Например, можно выделить празднование Масленицы и Ивана Купалы у славян, охота на белок в ноябре у шотландцев между днём Святого Андрея и Рождеством, рубка дров у англичан в период святок. По настоянию простого люда было введено учение о чистилище как месте между раем и адом, где душа человека ещё может очиститься, чтобы не попасть в ад. Кстати, православие не признаёт этого, такая догма есть только у католиков.
Далеко не все верующие христиане видели смысл в данных догмах. Многие в силу безграмотности их просто не понимали, некоторые видели большие отличия между этими нововведениями и текстами Священного Писания, отдельные считали Библию слишком сложной. Они же осуждали стремление церкви к стяжательству и обогащению: это противоречит библейским канонам.
Простые люди были настроены очень протестно. Опорой протеста против церковных иерархов и их учений были рыцари, обыкновенные горожане, простые монахи и священники. Их стали называть еретиками. Еретики думали, что по своей сущности церковь серьёзно извращена. Они опровергали учение о Папе как о наместнике Бога на земле, считая его наместником дьявола и прочих тёмных сил. Еретики отвергали пышные и яркие богослужения и бешеные затраты на церковные обряды и празднования. В еретических проповедях монахи и священники критиковались за забвение “апостольской бедности” и того, что сказал Иисус.
Некоторые из еретиков ненавидели частную собственность и сословное разделение общества, мечтая о всеобщем равенстве. Они говорили, что когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином. Здесь элиты и классики ставились в тупик, не зная, что ответить. Находились и предсказатели, говорившие о грядущем наступлении “царства справедливости”, Царства Божьего на земле. Это хорошо описано в романе Умберто Эко “Имя Розы”.
Церковные служители во всех странах организовывали преследование еретиков и учиняли на них очень жестокие расправы. Еретики подвергались остракизму – отлучение от церкви, которое было очень опасным: верующим, отлучённым от церкви, народ под страхом наказания не имел права оказывать какую-либо поддержку.
В землях, где компактно проживали еретики, церковь организовывала карательные походы на них и обещала участникам войн прощение грехов. Особенно сильны были позиции альбигойцев-катаров в Лангедоке, что в Южной Франции. Дворяне, герцоги и графы из северной части страны охотно присоединялись к походам против альбигойцев, рассчитывая упрочить своё благосостояние. За 20 лет военных действий богатые края были разорены, а 20 тысяч человек (колоссальное число для того времени с учётом тогдашнего вооружения). Когда воины спрашивали послов Папы, как можно отличить своих людей от еретиков, послы дали ответ, что надо убивать всех подряд – на небе Бог узнает всех своих.