ИсторияРелигии

Основные направления в протестантстве. Кальвинизм

После поражения крестьянского движения проблема противостояния католиков и реформаторов снова вышла на первый план в странах Центральной и Восточной Европы. С каждым годом борьба между двумя течениями в западном христианстве становилась всё более ожесточённой. Постепенно в каждом из лагерей сформировались радикальные течения, которые и стали основной движущей силой конфликта. В Католической церкви — это орден иезуитов, Реформатской – это были кальвинисты, о которых пойдёт речь в данной статье.

Жан Кальвин
Жан Кальвин

Жан Кальвин

Кальвинизм получил своё название от имени основателя этого учения — Жана Кальвина. Он родился в 1509 г. во Франции, в Пикардии. В молодости Кальвин изучал право и философию в Париже. В 1534 г. молодой человек перешёл в протестантизм. Смена религии заставила его покинуть Францию, где начинались гонения на Реформатскую церковь. Кальвин отправился в Германию, а в 1536 г. перебрался в Швейцарию, во франкоязычную Женеву. Там нашли прибежище многие французские протестанты.

Наставление в христианской вере

В том же году в Базеле вышел главный труд Кальвина — «Наставление в христианской вере». Положения этой книги составили учение, которое назвали кальвинизмом. Важнейшим его аспектом была доктрина предопределения. По мнению Кальвина, Бог заранее предназначил одних людей к спасению, а других — к вечному проклятию. Человек не в силах изменить то, что предначертано свыше. Однако он может предугадать свою участь на том свете по своему положению в этом мире (хотя наверняка всё равно ничего не известно). Добытое упорным трудом жизненное благополучие, удача в профессиональной деятельности — признаки возможной предназначенности к спасению. Последователи Кальвина развили его учение в доктрину «мирского призвания, мирского аскетизма». Истинный праведник должен быть трудолюбивым, избегать комфорта и роскоши, старательно преумножать своё состояние. Так, для кальвинистов отказ от выгодной сделки является серьёзным грехом.

Доктрина кальвинизма

Значение кальвинизма как идеологии молодой европейской буржуазии признавали как историки-марксисты, так и их критики. Так немецкий социолог Макс Вебер видел во взглядах Кальвина основу буржуазной этики и идеологическое оформление — непрерывного стремления к прибыли. Современники Кальвина делали из его учения не только экономические, но и политические выводы. Доктрина предопределения сводила на нет все преимущества благородного происхождения и сословных привилегий: как бы ни был ты родовит, только Богу известно, избран ты или проклят. Этот подход ставил под вопрос право феодальной верхушки на власть. В то же время кальвинизм был направлен и против бедняков. «Святая бедность» ушла в прошлое. Теперь бедняк был клеймён проклятьем не только в земной жизни, но и в загробном мире. Правда, сам Кальвин подобных утверждений не делал.

Кальвин обличал одновременно и беззакония монархов, и народные выступления. Требование упразднения частной собственности, которое высказывали радикальные анабаптисты, представлялось ему «присваиванием чужого» и «вопиющей дикостью». Кальвинистские общины по своей структуре были олигархическими. Их возглавляли старшины (пресвитеры) и проповедники (министры). Старшин избирали из числа самых богатых и уважаемых общинников. Изнутри общины были скованы железной дисциплиной. Каждый новообращённый давал клятву соблюдать и добиваться соблюдения закона Божьего в кальвинистском его толковании. Религиозные и политические вопросы решались на местных или национальных собраниях представителей общин — синодах. Постепенно сложилась стройная и жёсткая структура Кальвинистской церкви.

Сторонники кальвинизма

Французский писатель XIX в. в соответствии с догматами своего учения Жан Кальвин развил бурную деятельность, распространяя «подлинную веру по всей Европе». После упорной борьбы с местными анабаптистами, лютеранами и представителями других течений Кальвину и его сторонникам в 1540 г. удалось навязать женевцам свой взгляд на христианство. В городе была создана консистория (совет Церкви), следившая за соблюдением всех канонов религии.

Танцы, игры и нарядные туалеты оказались под запретом. Недовольным новыми порядками был о предложено покинуть город. Тёмным пятном на репутации Кальвина стало сожжение при его содействии в 1553 г. врача и богослова-диссидента Мигеля Сервета. Если изнутри кальвинистская Женева напоминала современную Исламскую Республику Иран, то вовне в первой половине XVI в. играла для протестантов Европы ту же роль, что и Советский Союз для коммунистического движения 1920— 1930-х гг. Из Женевы во все страны Европы устремлялись учителя, пасторы и проповедники.

Академия веры

Понимая значение образования в борьбе идей, Кальвин в 1559 г. учредил в Женеве специальную Академию, готовившую проповедников новой веры. Из её стен вышли такие выдающиеся солдаты веры, как Джон Нокс, лидер шотландских протестантов, и Ян Лаский, проповедник протестантизма в Польше. Только в 1555— 1556 гг. во Францию было отправлено 150 обученных в Женеве пасторов. Они были готовы на всё ради победы над папистами, ибо, как проповедовал Кальвин, «всё дозволено для торжества нашей веры и Церкви». Типографии Женевы печатали в тысячах экземплярах Библию на основных языках Европы и кальвинистские памфлеты.

Сам Кальвин написал тысячи писем и посланий, направленных как протестантским общинам Европы, так и политическим деятелям. Он обращался к королям Швеции, Польши, Англии и Дании, убеждая их принять истинную веру. Впрочем, короли отвергали кальвинизм, им не нравился республиканизм Кальвина. Более того, против Кальвина выступили не только католики, но и умеренные реформаторы — лютеране и англикане. В лютеранских княжествах Германии кальвинистов преследовали едва ли не более жёстко, чем католиков.

Но в некоторых странах кальвинистские проповедники добились выдающихся успехов. В 1550-х гг. они завоевали прочные позиции в Нидерландах. В этой стране кальвинизм стал признаком принадлежности к политической оппозиции империи Карла V и Филиппа II. Во Франции к концу 1550 г. насчитывалось около 2 тыс. кальвинистских общин. Они были расположены преимущественно на юге страны — традиционном оплоте политического и религиозного свободомыслия. К кальвинизму примкнула и часть высшей французской аристократии. В Шотландии кальвинизм был связан с противостоянием дворянства династии Стюартов регентше Марии Гиз. Из Шотландии кальвинизм распространился в Англию, где его назвали пуританством. Кальвинизм стал идеологией дворянской и буржуазной оппозиции. Именно поэтому гражданские войны в Нидерландах, Франции и Англии приняли форму священной войны за веру.

Основные направления в протестантстве. Кальвинизм
отзыв 2 оценка 5

Метки
Показать больше

Статьи по теме

Добавить комментарий

Close