Кратко о Государстве Платона
На протяжении практически всей истории цивилизованного человечества мыслители стремятся отыскать идеальную модель общественного уклада. В частности предлагают структуру государства, которое могло бы дать благо каждому.
Афинский философ Платон поддержал эту традицию, и основное из собственных мыслей об идеальном политическом строе выразил в диалоге Государство.
Далее не станем разбирать подробно и глубоко этот диалог, так как требуется для этого огромное количество времени и изучение различных других философских трудов. Рассмотрим основные мысли кратко, но точно и с нужной степенью для понимания сути.
Самая первая утопия
Конечно, до Платона ученые тоже писали об идеальном обществе и ученые даже имеют подтверждения этому факту. Однако именно «Государство» является первым сохранившимся трудом по теме.
По сути, Платон — не только философ, но и первый утопист.
Тем не менее, была у этой утопии и основа – спартанское общество. Только Платона привлекала не современная (для него) Спарта, а Спарта времен законов Ликурга, которая была более нравственным и совершенным государством.
Иерархическая структура
Платон представлял собой идеальное общество в форме следующей метафоры:
• стадо – основная часть общества, которое обеспечивает утилитарные потребности и требует управления;
• пастушьи собаки – воины, которые исполняют контроль над обществом;
• пастыри – философы, которые управляют обществом, самая немногочисленная часть.
Философы и воины не могли иметь собственности, они не были семейными, жили в строгости. Простые люди фактически не управляли обществом, только собственным хозяйством, но могли иметь семьи и собственность.
Философ не считал нужным искусственно делить людей на такие классы. Такая классификация является естественной: в обществе превалируют простые люди с простыми интересами и только единицы выдающихся мыслителей и героев. Платон просто предлагает оформить естественное положение дел через государственную структуру.
Индивидуализм каждого жителя
Для каждого человека в государстве Платона предполагалось индивидуальное воспитание, соответствующее его склонностям и умениям. При этом философ не предлагал «штамповать» людей в рамках определенного класса и сословия, он настаивал на пестовании индивидуальных склонностей в каждом.
Только благодаря воспитанию в каждом подлинной личности философ видел возможность сознания прочного и крепкого сообщества (государства) людей.
Читайте также:
Томас Мор и его идеальное государство