Религии

Основы учения Мадхьямики в буддизме

Мадхьямика (Shuyunga) является основной религиозной философией школы буддизма Махаяны, учение о середине или срединном пути (Мадхьяма), также известное как Шунья (учение о пустоте). Учения школы основаны на принципах, найденных в комплекте маджжаджанских книг Праджнапарамиты. Основателем школы является великий мыслитель Нагарджуна (I-II вв.). Среди его многочисленных работ особенно хорошо известны «Мадхъямика-Каррика» (стихи о срединности) «Ратнавали» (ожерелье из драгоценных камней), «Двадаша-мукха шастра» (двенадцать шастр об освобождении). Идея школы развита и распространена учеником Нагарджуны Арьядевой, который написал множество комментариев и, собственно, во многом благодаря ему мы и можем изучать труды Нагарджуны.

Концепция  Мадхьямики

Ранняя буддийская доктрина всеобщей причинно-следственной связи (пратья-самутпада) повторно рассмотренная в Мадхьямике предстает в следующем аспекте: так как все в мире взаимосвязано, все в мире не имеют собственной сути (несамосущи) и с этой точки зрения пусты (шунья), т. е. имеют условную относительную реальность. Все отдельные предметы и феномены возникают по разным причинам и не имеют собственной сущности и, следовательно, не имеют собственного существования; они существуют только по отношению к другим. Никакие категории, такие как отдых, движение, вещество, качество, причинность, не могут быть определены без другого; никто не может быть назван «я». Таким образом, пустота (шуньята) раскрывается в одном аспекте — как общая теория относительности.

В действительности данную концепцию довольно-таки легко понять (или попробовать понять) на простых примерах. К примеру, если взять вашу личность, то тут мы видим множество взаимозависимых отношений, к примеру, на работе вы Петр Петрович, суровый начальник, дома вы глава семейства Петр, а для приятелей, с которыми вы можете смеяться и расслабляться, вы просто Петька, с которым легко и приятно шутить и общаться. Как видите, каждая ситуация и отношения накладывают какие-то факторы на вашу личность и вы меняетесь с этим и возникает вопрос – где ваша личность? Какие-то концепции утверждают существование какой-то внутренней сути, которая не меняется нигде, в Мадхъямике, говорят категорично – ничего такого не существует. Вы по сути пусты и просто участвуете в этом процессе взаимозависимых возникновений.

Статья по теме:  Атеизм на Африканском континенте

Но за относительной условной реальностью есть истинная реальность. Не вызванная причинами, имеет свою собственную сущность, поэтому существует и является единственным истинным, фактически существующим. Абсолют пуст в том смысле, что для него невозможно быть именем (dim), что подразумевает форму (rup), определенность, атрибуты. Настоящая реальность, идентичны по Нагарджуне Дхармакайи (абсолютное тело Будды) и Нирване. Если мы преодолеем формы и имена, мы найдем абсолют, как он сам, в своей абсолютной совокупности.

Истинная реальность

Чрезвычайно важным для Мадхьямики является вопрос о достижении истинной реальности. Срединный путь — это способ достижения этого. Его трудно понять, если преобладают принципы формальной логики; мышление должно быть свободным от принципов противоречия, исключенного третьего, всех конструкций, которые делают мысль двойственной. Преодоление обычных стереотипов мышления — это способ для самосознания и преобразования себя, и это необходимо из-за достижения нирваны, то есть имеет сотериологическое значение. Единственным средством достижения наивысшей реальности является мудрость — праджна. Праджна не приобретается внешним опытом, она изначально присуща человеку и раскрывается ему, когда он убирает барьеры психических стереотипов. Она идентична мудрости самого Будды и дхармакайи. Достижение идентичности сансары и нирваны (итоговая цель учения) Мадхьямики считают очень трудным, для всех трудным является путь каждого человека и он также зависит от его поступков (кармы). Некоторые из них могут достичь просветления за мгновение, но большинство проходит через цепь воплощений.

Насколько полезной была эта статья?

Нажмите на звезду, чтобы оценить это!

Средний рейтинг 0 / 5. Подсчет голосов: 0

Пока нет голосов! Будьте первым, кто оценит этот пост.

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button