Религии

Манихейство

Последователи этой доктрины были гонимы представителями практически всех религий – христианами, зороастрийцами, мусульманами… Манихеев провозглашали еретиками и дьяволопоклонниками.

Чем не угодил человечеству проповедник Мани?

Дата рождения Мани – апрель 216 года. Будущий пророк родился в Вавилонии в семье знатного парфянина, исповедовавшего гностицизм. Родители Мани принадлежали к секте элкасаитов или «омывающихся» (некоторые историки называют их ессеями – кумранскими сектантами, оставившими человечеству наследие, известное как «свитки Мёртвого моря»). Детские и юношеские годы Мани были посвящены изучению всевозможных премудростей.

Когда мальчик достиг восьмилетнего возраста, местность, в которой он родился, стала собственностью персов. Завладев землями, обитатели которых исповедовали множество религий (Древнюю Месопотамию населяли иудеи, христиане, гносты, буддисты, последователи Платона и Аристотеля), новые хозяева стали постепенно насаждать зороастризм.

Визит «посланника»

Чудо произошло, когда Мани исполнилось 12 лет – в апреле 228-го. Того, кто явился ему, малыш назвал Царём светлого рая. Ангелоподобное существо, решившее разоткровенничаться с земным мальчиком, открыло перед Мани его будущее и провозгласило маленького землянина будущим проповедником новой мировой религии. Кроме того, ангел рассказал ребенку о том, какую роль сыграло зло в истории развития человеческой расы, а также и о вмешательстве тёмных сил в межгалактическое мироустройство.

Когда же рассказ посланника небес коснулся временной победы сил тьмы над силами добра, Мани осознал, какая важная миссия на него возложена. После этой судьбоносной встречи он перестал разделять идеологию секты, в которой состояли его родители, и даже прекратил с последними всяческие отношения.

Ангел вновь посетил Мани, когда тот был уже 24-летним молодым человеком. Сообщив, что пришло время рассказать людям о новом учении, внеземное существо приступило к обучению избранника тайному знанию.

В дневнике, который вёл Мани, есть запись, свидетельствующая о том, что учёба проводилась за пределами Земли: ангел открыл перед учеником чрево колонны, «…на которой Отцы (создатели человечества) совершают межзвёздные путешествия», взял Мани за руку и унёс его из этого мира.

Вернувшись, Мани сразу же начал осуществлять возложенную на него миссию. Странствуя по Месопотамии, он без устали проповедовал и обращал в свою веру всех, кто пожелал последовать за ним. Первыми людьми, примкнувшими к Мани, стали его родители.

Прошло немного времени и адепты учения Мани (манихейства) разошлись в разные стороны, чтобы донести послание учителя во все уголки Земли.

манихейство

Основы манихейства

Когда-то повелитель тёмных сил подчинил себе часть царства света, создав людей (человеческое общество, согласно учению Мани – творение бога тьмы). Чтобы преодолеть зло, Отцу света приходится периодически отправлять на землю посланцев, в числе которых были библейские пророки, Иисус, Будда… Себя Мани называл христовым апостолом, а своим предназначением считал просвещение землян и помощь всем, кто, сопротивляясь демоническим силам, тянулся к свету и к спасению от гибели. Избежать последней, согласно учению пророка, суждено только людям, познавшим стихию света. Всем остальным предначертано погибнуть в огне, который в конце определенного исторического периода поглотит зло под названием материя.

Мировая история с точки зрения манихейства – вечная борьба света и тьмы, добра и зла. Мани в деталях разъяснял землянам суть проблемы, принесенной злом, источником которого он называл неконтролируемые скопления бесовских сил, проникающих в духовную сферу – царство верховного Бога, Отца света.

Теория Мани не отличалась либерализмом, проповедник осуждал всех, кто пытался оспорить её. По этой причине у манихейства всегда была масса противников. К наиболее рьяным преследователям учения относились защитники традиционной религии. По обвинению некоего жреца по имени Картир Мани был отправлен в ссылку, однако это не помешало ему проповедовать и обратить в свою веру немало людей.

Возвращение в Иран

В 242 году умер царь Ардашир I и Мани было позволено вернуться домой. Новый властелин – Шапур, был лоялен по отношению к учению проповедника, зато младший брат правителя стал его активным последователем.

Свежесть мыслей, которой веяло от идей основателя манихейства, будоражила знатных иранцев, состоятельных купцов и образованных простолюдинов. Что касается Шапура – по мнению Жана-Поля Ру, знатока иранской истории, – царя интересовало не только культурное наследие предков. Новый правитель Ирана увлекался чтением трудов учёных греков и индусов, а идеи Мани привлекли его внимание потому, что зороастрийское учение пользовалось гораздо меньшим влиянием за пределами Ирана, чем учение основателя манихейства.

Шапур, который давно подумывал о том, что в его многонациональной империи должна царить единая религия, решил познакомиться с легендарным проповедником и его философией.

Однако Картир (зороастрийский жрец), невзирая на рост авторитета Мани, стал принудительно внедрять зороастризм: основал бесчисленное множество храмов огня и возглавил могущественную по тем временам корпорацию жрецов, сосредоточив в своих руках баснословные средства и владения, принадлежащие зороастрийским церквям.

манихейство

Конец проповедям Мани

После смерти Шапура (в 272 году) трон занял его сын – Бахрам I, симпатизирующий зороастрийцам. Картир, получив титулы духовного приказчика царя царей, верховного судьи и верховного жреца, превратил зороастризм в опору иранского трона, тогда как молельни иудеев, буддистов, браминов, назареев, христиан и прочих религиозных меньшинств были разрушены, а их идолы – разбиты.

В 276 году верховный жрец добился ареста Мани. Подвергнув изуверскому допросу, проповедника объявили еретиком. Его последователи не заступились за него, как не заступились и пославшие его силы света. Мани заковали в тяжелые кандалы и на долгое время упрятали в темницу, после чего живьём освежевали и гильотинировали. Голову проповедника насадили на изгородь городских ворот, а его кожу набили соломой и тоже выставили на всеобщее обозрение. Останки основоположника манихейства скормили собакам.

Однако учение Мани не было забыто. Идеи манихейства распространились сначала в Римской империи и ее североафриканских колониях, а затем в Британии и во многих странах Запада и Востока.

Манихейство
отзыв 1 оценка 5

Метки
Показать больше

Статьи по теме

Добавить комментарий

Close