Философия

Миф о пещере

В разговоре с Главоном Сократ строит следующую идею: мы, люди, выглядим как заключенные в пещере.

Итак, мы можем видеть только стену внизу пещеры. Далеко позади нас есть огонь и между нами и огнем проходит путь, которым люди несут разные объекты: предметы, статуи, фигуры животных. Некоторые из них говорят, другие молчат.

Мы, на цепях, видим только тени, которые отражаются в нижней части пещеры; слышим только слова, которые говорят некоторые. Но может случиться так, что один из цепочки свободен. Тогда он сможет обратить свой взгляд и увидеть после боли от света фактические объекты.

Естественно, что освобожденный не может переносить боль и предпочитает созерцать то, к чему он привык, – тени. Но он может выйти из пещеры и увидеть настоящий свет – солнце. Затем он увидит причину, по которой некоторые вещи становятся тенями и если он должен вернуться в пещеру, он, вероятно, захочет поделиться с остальными заключенными тем, что он действительно видит, он будет спорить с ними и даже хочет освободить их и позволить присоединиться к благодати света.

Сначала они посмеются над ним, а затем, если он останется непоколебимым в своем желании освободить их, они убьют его.

Идея

Мы говорим, что за упомянутым мифом стоит «какая-то идея». Это то, что мы сегодня говорим благодаря Платону: слово «идея» скрывает технику понимания, которая былапл разработана древним философом образцовым образом. Потому что греческое слово «идея» означает «образ, внешний вид». Что мы видим за мифом, который только что прочитали?

Мы видим образ когнитивной драмы. Платон не сделал это.

Миф о пещереВидимый мир – это просто взгляд на реальность – прототип вещей; в то время как видимый мир чувственно воспринимается и в основном чисто случайный, преходящий, движущийся, есть и другое восприятие, которое мы можем видеть вообще – это ум, вид вещей с их «спины», из сущности.

Он неизменен и соответственно – совершенен; это их истинный образ, то есть, «Идея». Но поскольку идеи были бы бесчисленными, как и видимые вещи, должно быть одно такое «единство», в котором вся видимость растворяется и которая истинна в идеальном смысле.

Поэтому для каждого феномена и предмета существует обобщающая идея. Реальность – это идея. Это достигается не зрением, прикосновением, ощущением. Подлинный мир достигается также и рассуждением, внутренним чувством, но под этим не подразумевается эйфорическое состояние, а просто осознание, которое проникает в «душу» вещей и феноменов.

Миф о пещере
отзыв 1 оценка 5

Метки

Добавить комментарий

Close