Протоколы сионских мудрецов – программа завоевания мира
«Слякоть, дороги разбиты. Может быть стать антисемитом?» Из стихов неизвестного автора.
Образ противника, внешняя опасность – они заставляют людей действовать более активно, к чему-то стремиться и консолидируют общество. Как бы не хотелось идеализировать человеческую природу, история представляет людей, как сообщество, погрязшее в вечном геноциде, унижении других и поиске морального права на превосходство перед другими.
Исторический образ
Как известно, евреи являются одной из тех национальностей, которые регулярно подвергаются притеснениям, а в сознании русского человека, вообще ассоциируются с квинтэссенцией греховности и всего негативного.
Во многом этот факт обуславливается вполне логично. Ведь на Руси в давние времена не было принято давать в долг, речи о какой-то выгоде с займов никогда не шло.
Тем не менее, в 16 веке в Европе утверждается лютеранство, которое называет каждый труд полезным Господу делом, в том числе и ростовщичество. Такая деятельность начинает процветать. На Руси при этом придерживаются своих строгих и весьма полезных правил. К слову говоря, в исламских странах до сих пор есть запрет давать деньги «в рост» и мусульмане друг с друга проценты не берут.
Исторически кредитами занимались различные рыцарские ордены, такие как тамплиеры, а также евреи. Именно они становились основными ростовщиками на Руси. Отсюда и весьма негативный образ, который сложился из противоречия к исконной культуре и деятельности, которая явно не особенно нравилась русским людям.
Этот образ исторически закрепился. Отсюда и стереотипы про жадных и скупых евреев, хотя, наряду со стереотипностью таких воззрений трудно отрицать деструктивный характер одалживания финансов под проценты как таковой.
Тайное общество евреев
Поэтому в такой стране и на такой культурной почве появление декларации, которая обличает евреев в тотальном заговоре против всего человечества, является вполне ожидаемым. И вот, начало двадцатого века ознаменовано появлением Протоколов сионских мудрецов, которые будоражили сознание людей практически на протяжении всей первой половины предыдущего века, да и сейчас тоже продолжают. Из наиболее существенных фактов, которые следует знать об этой публикации, для начала нужно отметить:
• вымысел – этот труд фальсификация, данный факт является проверенными и многократно подтвержденным, хотя и не отрицает возможности существования еврейских тайных обществ, равно как не отрицает и возможности создания подобных литературных работ как продуманного проявления антисемитизма;
• Гитлер – многократно ссылался на текст Протоколов в собственной книге, по сути, многие его воззрения относительно того почему этому миру будет без евреев немного лучше, взяты именно оттуда;
• точность – как говорил Оруэлл, не имеет значения являются ли Протоколы подлинными, ведь они действительно точно указывают на векторы исторического развития обществ и дают множество верных предсказаний.
Таким образом, перед нами весьма спорная картина. С одной стороны Протоколы сионских мудрецов являются исторической подделкой и фальсификацией, созданной (далее об этом подробнее) под воздействием параноидального антисемитизма, с другой — в этом литературном произведении дается удивительно точное описание мира (для современного читателя нынешнего) авторами из начала 20 века. Сейчас в этом не трудно убедиться, будучи обитателями века 21. Хотя Протоколы и выдумка, они прозорливее многих догадок гениальных писателей-фантастов и футурологов.
Об истоках появления Протоколов
Истоки Протоколов сионских мудрецов восходят к далекому 1864 году, когда французским журналистом Морисом Жоли опубликована работа под названием «Диалог в аду между Макиавелли и Монтескье». Журналист в иронической форме критикует Наполеона Третьего и вообще высказывается против действующей власти (кстати, Жоли пришлось отсидеть за опубликованную статью) отталкиваясь от циничных и прагматичных идей Макиавелли. Именно оттуда и взяты (порой практически дословно) Протоколы сионских мудрецов, которые сейчас считаются некоторыми аутентичным и оригинальным трудом.
В начале 20 столетия первую публикацию сделал Павел Крушеван – журналист, который работал в антисемитских изданиях. По сути, именно благодаря ему 1903 год ознаменовался кишеневским погромом – одним из самых печальных еврейских погромов в истории России.
Когда Крушеван переезжает в Петербург, он создает новую газету Знамя. Там он публикует первую версию Протоколов под названием «Программа завоевания мира евреями» в 1903 году. Название, конечно, пугающее, но если посмотреть трезвым взором, то весьма напоминает дешевую беллетристику или заголовки из передач канала РенТВ.
Тем не менее, Крушеван ничего не брал у Жоли, он писал сам, во многом опираясь на Ветхий Завет и рассуждая о противоборстве Антихриста и Христа. Тогда как следующий автор – Сергей Нилус буквально по абзацам использовал Диалог, только идеи о правителе, который любыми способами достигает собственных целей, превратил в заговор не менее циничных евреев. В 1905 году выходит книга популярного на тот период религиозного писателя (Сергея Нилуса) под названием «Великое в малом». Если сейчас искать доступную версию Протоколов, то чаще всего в доступе оказываются именно 24 протокола из этой книги.
Развитие и подлинность идей
Стоит сказать, в 1905 году Нилус опубликовал второе издание своей книги, а в первом никаких еврейских заговоров не наблюдалось. Общая тема данного труда была посвящена приходу в мир антихриста и тому, как православным следует с этим бороться. В дальнейшем, по мнению автора, оказалось весьма логичным увязать антихриста и тайное правительство евреев, которое собственно и способствует его воцарению.
Нилус был талантливым автором и соединял в собственных произведениях разные идеи. Помимо работы Мориса Жоли он взял сведения о масонских обществах, которые появились (точнее, стали появляться и развиваться наиболее активно) в 18 веке. В этих обществах пользовались иудейской символикой (хотя в обществах практически не было этнических евреев, там участвовали представители европейской интеллигенции) поэтому складывалась ассоциация с еврейским народом.
К слову, популяризация термина жидомасон принадлежит Нилусу. Также благодаря ему масонские ордена и стали ассоциировать почему-то с евреями, хотя изначально они были связаны весьма опосредованно. Тем не менее, Нилус умело соединял так называемые масонские памфлеты и образ циничной власти.
В своей работе писатель рассказывал о тайном правительстве, которое хочет управлять всеми (просто переложенные идеи Макиавелли) и также для этого использует разные религиозные практики. В частности масонские.
Подтверждением этих фактов являются и современные исследования и расследования современников Протоколов. Ведь сразу после публикации Столыпин начал расследование, и представители власти активно интересовались подлинностью этого документа. В итоге были изучены указанные ранее связи, и стало понятным как преобразованы идеи Протоколов из разных источников.
Современный текстологический анализ только подтверждает эти факты. В частности указывает на практически дословные заимствования из Макиавелли, на стилистические отличия между разными частями текста и другие факты, которые говорят о подлоге.
Помимо этого современные исследователи часто указывают на попросту плохое изложение Протоколов:
• неграмотность;
• стилистические неточности;
• нечеткость структуры;
• сбивчивость изложения;
• лексические неточности.
Отсюда исследователи и делают элементарный вывод: если бы эти Протоколы действительно были получены из съезда тайного еврейского общества (как указывает Нилус) то в такой организации документ бы составили более грамотно и профессионально.
Легенда появления
Работы Нилуса многократно переиздавались, после того как было первое издание, они снова опубликованы в книге «Близ есть Преддверях», а потом могли распространяться отдельно и в других книгах. В целом, Протоколы сионских мудрецов пользовались популярностью.
Поэтому автору требовалась легенда, которую нужно рассказывать читателям и такая легенда была. Согласно этому рассказу, оригинальный текст был выкраден с первого съезда сионистов, который проводили в Базеле под завершение 19 века. Такой съезд действительно был, но вот Протоколы к нему никакого отношения не имели.
Чаще всего создание этого документа предписывают авторству литератора Головинского (занимался слежкой за русскими эмигрантами в Париже) по инициативе Рачковского (агент охранки, приверженец идей черносотенцев) который был известен политическими провокациями. На самом деле даже относительно этой версии есть споры, хотя многое действительно изучено и указывает на подлог созданный черносотенцами.
Исторические предпосылки
Если смотреть на феномен появления Протоколов, то становится вполне понятным: не написал бы Нилус такую книгу, написал бы кто-то другой нечто подобное. Как сказано ранее, источником являются личности близкие к политике. При этом появление приходится именно на тот период, когда антисиметизм был частью политической моды и требовался подобный «программный» документ.
К периоду публикации Россию охватывают революционные настроения, есть некоторая нестабильность, хотя и далекая от ситуации 1917 года. Именно в такой период и нужно отыскать виновника всего раздрая и тут практически идеальным вариантом становятся евреи.
Помимо этого в появившемся парламенте популярными становятся идеи правого толка, которые в том числе и активно популяризируют антисемитизм, тут книга Нилуса становится чем-то наподобие программной декларации и приобретает существенную популярность.
Тем более Нилус на тот период является уважаемым автором и публицистом. Благодаря его авторитету, идеи из книги захватывают умы образованного сословия, а в дальнейшем в некоторой степени и масс.
Фигура Нилуса
Если мы говорим о Павле Крушеване, авторе первого варианта «Программы завоевания мира евреями», то перед нами предстает яркий антисемит, который умело и в собственных интересах использовал профессию журналиста и ресурсы в средствах массовой информации. Крушеван много придумывал и сочинял такие истории, которые буквально натравливали людей на евреев. Примером этого является тот самый кишеневский погром, который если и не создан самим Крушеваном, но как минимум при его активном участии.
Когда речь идет о Сергее Нилусе, то перед нами фигура более интересная, глубокая и многогранная. Нилус на протяжении некоторого времени работал судьей в уездных городах, далее начал ездить по монастырям и писать о православии. Его книги до сих пор пользуются популярностью и рассказывают о православных старцах, чудесах и вере, а также чудесах веры, вере в чудеса и многом другом.
Таким образом Нилус смог не только опубликовать книгу, которой изначально доверяют, но и в дальнейшем сделать, говоря современным языком, грамотный pr, то есть «продвинуть» книгу потребителям. Нилус по многу времени бывал в Оптиной пустыни и других монастырях, общался с различными духовными людьми. Поэтому для публики он выглядел чем-то наподобие православного мудреца-интеллектуала (примерно также как сейчас, например, выглядит человек, который пару лет прожил в Индии, завязал знакомство с какими-то учителями йоги и духовности и получил пару посвящений в традицию) и декларация самых разнообразных идей от такого «знающего» человека принималась с довеием.
Альтернативные версии
Этот мир является многогранным и его трудно описать в рамках какой-то одной концепции. Именно поэтому в школах преподают так много предметов и даже этого зачастую не хватает для того чтобы получить всеобъемлющее представление о мире.
Сергей Нилус был образованным человеком и при этом активно увлекся православием, стал в какой-то степени христианским подвижником и отдавался этому делу весьма страстно. Он много ездил по святым обителям, общался с монахами и другими людьми знания, размышлял. Поэтому трудно полностью исключить возможность пророческих способностей этого человека.
Ему вполне могли являться какие-то озарения, как человеку, который глубоко размышляет и переживает о судьбах мира, человеку религиозному, взращивающему в себе сострадание и другие добродетели. Разум его мог в свою очередь облекать какие-то смутные или трудновыразимые догадки в привычные формы, к примеру, источником мирового зла становились евреи, а Русь наделялась свойствами мирового спасителя, святой земли и надежды человечества.
Именно к такой деятельности ума следует относиться со здоровым скептицизмом. Вполне возможно мировое еврейское правительство действительно существует, а возможно оно состоит из представителей других наций. Возможно Нилус верно увидел концепцию тайной мировой гегемонии (которая хочет поработить людей) а возможно просто чутко предсказал общий упадок человечества, который определился не консолидированными, а сочетанием многих разрозненных процессов.
Почему протоколы так правдивы
Если продолжать тему далее, то следует понять: каждый думающий человек может экстраполировать некоторые факты настоящего времени на дальнейшее развитие общества. Протоколы опирались на очевидные факты того как развивается власть в этом мире, того как развивается духовное здоровье людей и обществ. Поэтому и прогнозируют они тоже вполне очевидные факты.
Они воспроизводят методики управления массами, которые были всегда и всегда использовались правящим классом. Такое использование является эффективным именно по простой причине – природа людей со временем практически не меняется. Поэтому многое в Протоколах соответствует действительности.
Также не меняется и вечное намерение быть лучше других, где-то искать виноватых. Отсюда и популярность Протоколов, они дают простой ответ на трудный вопрос. Поэтому Протоколы продолжают оставаться популярными, ведь для многих людей они легко решают мировоззренческую задачу и весьма похожи на истину.
Помимо этого людям всегда хочется прикоснуться к чему-то тайному. В этом тоже причина популярности, ведь Протоколы позволяют почувствовать себя причастным к какому-то узкому сообществу людей, которым удалось подсмотреть, о чем шепчутся представители мирового еврейского правительства через замочную скважину.
В завершение посоветуем читателям книгу «Пражское кладбище» созданную Умберто Эко. Там тема Протоколов рассматривается весьма обстоятельно и глубоко. Книга пригодиться и для того чтобы прояснить собственно тему и для развития общей эрудиции.