Философия

Пьер Симон Балланш – представитель французского романтизма

Пьер Симон Балланш – краткая биография

Пьер Симон Балланш родился в 1776 году в Лионе в семье типографа. В 1801 году он стал компаньоном отца (в типографии Балланшей, в частности, вышли 2-е, 4-е, 5-е и 6-е издания «Гения христианства» Шатобриана). В 1816 году, после смерти отца, Балланш переехал в Париж.

Основные его литературные произведения написаны в 1810 — 1820-е годы. Почти все они носят художественно-философский характер. Таковы прежде всего эпопеи «Орфей» (1829) и «Видение Гебала» (1832). Существенное влияние на творчество Балланша оказали мистическая доктрина, с которой он познакомился в родном Лионе, и – позднее — утопический социализм с его пафосом преображения человеческого общества.

У мистиков Балланша привлекала вера в то, что земной мир — лишь иллюзорная оболочка, сквозь которую избранники-пророки, наделенные даром духовного видения, могут прозревать истинный смысл сущего, в то, что человек может и должен приближать свое нравственное «возрождение» еще на земле.

Наряду с этим для Балланша характерны размышления о политическом устройстве общества, последовательный демократизм. Писатель твердо верит в постоянное совершенствование человечества, с удовлетворением отмечает рост роли народа в социальной и политической жизни общества, проповедует любовь, выступает против войн и национальной розни, за мир и единение между людьми.

Труды Балланша

Опыты социальной палингенезии

Наиболее значительный труд Балланша — книга «Опыты социальной палингенезии» (1827—1829). Под «палингенезией» он понимает эпоху коренного перерождения мира, его крушения во имя дальнейшего возрождения. В такие эпохи человеческая история движется вперед, они — наиболее важные ее этапы. Именно такой эпохой представлялись Балланшу 20-е годы XIX столетия. Среди молодежи конца 20-х — начала 30-х годов популярность утопических взглядов Балланша была необычайно велика. Восторженные поклонники Июльской революции называли эту революцию «палингенезической». В 1830-е годы последователи утопического социализма неоднократно ссылались на Балланша.

Статья по теме:  Что такое Инь и Янь

О чувстве

Первые наброски трактата «О чувстве», появившегося в свет в 1801 году были прочитаны Балланшем в дружеском литературном обществе его родного города Лиона в 1797 году. Первоначально Балланш предполагал назвать книгу «Опытом о чувстве». Изменить название он решил, по всей вероятности, после знакомства с книгой госпожи де Сталь «О литературе, рассмотренной в ее соотношении с социальными установлениями».

Новое название призвано было указать на родство двух произведений. Балланшу близки и общий моралистический пафос книги госпожи де Сталь и многие ее конкретные положения, хотя он иначе, с меньшим восхищением, смотрит на научный прогресс и просветительскую теорию совершенствования рода человеческого. Не менее близки трактату «О чувстве» и многие страницы «Гения христианства» Шатобриана, однако здесь речь должна идти не о заимствованиях, а о совпадении взглядов двух авторов, выразивших то, что, как говорится, «носилось в воздухе».

В основе своей обе книги были готовы до 1800 года. В то время Балланш и Шатобриан не только не были знакомы, но и не знали о существовании друг друга. К моменту выхода своей книги Балланш читал лишь отрывок из еще неизвестного публике «Гения христианства», помещенный в «Письме к Фонтану» (1800). Он цитирует этот отрывок в своих примечаниях, допуская при этом ошибку в написании фамилии Шатобриана. Полностью «Гений христианства» вышел в свет через несколько месяцев после книги Балланша.

За свое сочинение Балланш удостоился избрания в Лионскую академию. Однако в прессе книге был оказан суровый прием. Впоследствии Балланш не включил ее в собрание своих сочинений, ссылаясь на ее незрелость (вероятно, он счел нежелательной возможность сопоставлений с прославленной книгой Шатобриана).

Зарождение французского романтизма

Многие мысли трактата являются своего рода «общими местами» раннеромантической эстетики, однако этим-то книга Балланша и ценна: в ней мы видим первые ростки молодого французского романтизма.

Статья по теме:  Этика Пьера Абеляра

Опыт об общественных установлениях

Еще одно значимое произведение писателя «Опыт об общественных установлениях» должно было выйти в свет в 1817 году, накануне открытия заседаний заново избранной палаты депутатов. Однако издание запоздало и появилось лишь в 1818 году. Балланш призывал ультрароялистов и либералов попытаться понять друг друга и желал помочь им постигнуть суть свершающихся на их глазах событий.

Этот второй трактат Балланша, так же как и первый, связан с книгой госпожи де Сталь «О литературе». Двух авторов объединяет убеждение, что литература совершенствуется вместе с обществом и ей нельзя навязывать устаревшие нормы вчерашнего дня. Книга вызвала недоумение у критиков. Причина такой реакции — в сложности позиции Балланша, стремившегося дать дорогу новому, не отвергая целиком и полностью старого.

Теория происхождения языка — один из центральных моментов книги Балланша. Вслед за философами-ультрароялистами Балланш считал, что происхождение языка — следствие божественного откровения и что в языке господствует традиция, но одновременно полагал, как и мыслители-либералы, что язык подвержен постоянному совершенствованию, неразрывно связан с развитием общества.

Умер Балланш 9 июня 1847 года в Париже.

Читайте также:
Рене Декарт
Этика Пьера Абеляра

Насколько полезной была эта статья?

Нажмите на звезду, чтобы оценить это!

Средний рейтинг 5 / 5. Подсчет голосов: 1

Метки

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button
Close
X