Фрейд и Юнг – друзья или соперники?
В указанной статье речь пойдёт о двух величайших психологах ушедшего столетия – Зигмунде Фрейде и Карле Густаве Юнге.
Зигмунд Фрейд
Главная профессия Зигмунда Фрейда – врач. Фрейд видел себя рациональным человеком и стремился не верить в суеверия и другие деструктивные порождения человеческого разума. Человек, считал Зигмунд Фрейд, обязан лишиться собственных иллюзий как главной проблемы существования.
Тот же символизм в сновидениях интерпретировался Фрейдом в качестве маскировки бессознательного, находящегося в человеческой психике. При этом указанное выше бессознательное обязано нравиться человеку, быть приемлемым для него, что убивает человеческий рационализм.
Из-за этого Зигмунд Фрейд по умолчанию считал бессознательное иррациональным. Учёные из области психологии, ориентированные как раз таки на учение Фрейда, интерпретируют негативные эмоции, полученные в детстве, в качестве бессознательного иррационального. Только выплеск наружу указанного выше негатива, считают психологи-фрейдисты, способно помочь человеку мыслить рационально.
Карл Густав Юнг
Карл Густав Юнг интерпретировал бессознательное, как нечто, идущее из космоса, и никак не подчиняющееся даже самому человеку. Учёный считал рационализм несовершенным, изолированным и ни на что не влияющим. Когда Зигмунд Фрейд считал бессознательное безнадёжно отстающим и мешающим человеку жить в объективном, а не выдуманном, мире, то Юнг придерживался мысли, заключающейся в ориентации как раз таки бессознательного на человеческую жизнь.
Психолог думал, что только бессознательное способно прогрессировать и развивать эмоциональный интеллект человека. Если ориентироваться исключительно на продукты интеллектуального творчества Юнга, то управление бессознательным никак не подконтрольно человеку, из-за чего бессознательное может правильнее, по сравнению с рационализмом, интерпретировать окружающую действительность.
В тех же сновидениях Карл Густав видел источник величайшей мудрости и считал бессмысленным подавление бессознательного. Учёный надеялся, что удушающий изоляционизм рационализма, в конечном итоге, не позволит задушить бессознательное, как источник правдивого человеческого Я. Да и по остальным позициям рационализм Фрейда Юнг считал враждебным человеческой духовности.
Суть конфликта
Как можно было заметить из всего того, что написано выше, противоречия с последующим разрывом между Зигмундом Фрейдом и Карлом Густавом Юнгом – абсолютно логичны. Первый попытался взять лучшее (по его мнению) из основных идеологических постулатов разных исторических эпох (Просвещение и германский Романтизм).
Второй даже не пытался это делать из-за тотального доминирования первого на указанном выше поприще. Он (как, впрочем, и первый) первоначально стремился делать собственные умозаключения исключительно на основании практических исследований, только потом переместившись на позицию феноменологии.
Необходимо понимать, что ни один учёный в мире (даже такие легенды психологии, как Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг) не обладает монополией на познание. Однако теоретические постулаты обоих указанных выше учёных до сих пор приносят плоды в виде новых школ психологии даже современным поколениям исследователей, в связи с чем имена Фрейда и Юнга навсегда вписаны золотыми буквами в историю психологической науки.
История психологической науки оправдала идейную несовместимость Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга, создав аналитическую психологию и указанное выше разнообразие психологических учений. Впрочем, в последнее время именно сторонники учения Карла Густава Юнга в значительно большей степени стремятся к увеличению собственных знаний в своей отрасли, чем сторонники учения Зигмунда Фрейда, что совершенно не препятствует проведению совместных научных конференций по всему миру.
Кто же из учёных внёс больший вклад в развитие современной психологии? Возможно, это был Зигмунд Фрейд, утверждавший возможность развития бессознательного исключительно с помощью научно-практических исследований. Или Карл Густав Юнг, считавший людей, заверяющих в собственной свободе от предрассудков и предубеждений, откровенными лжецами.
Последний утверждал, что развитие бессознательного в качестве своеобразных культурных предрассудков и предубеждений – сущность развития природы всего человеческого сознания. В указанном выше случае культурный код достаточно мощен, чтобы быть бессознательным. Как бы то ни было, стоит критически оценивать труды обоих учёных и не впадать в крайность.
Читайте также:
Гермес Трисмегист – покровитель магии