Философия

Фридрих Ницше – краткая биография

Немецкий философ и основатель философии жизни.

Фридрих Ницше, родившийся в Рекене около Лихтенштейна 15 октября 1844 года и скончавшийся 25 августа 1900 года в Веймаре, является немецким философом, основателем философии жизни.

Биография Фридриха Ницше

Фридрих Ницше
Фридрих Ницше

Фридрих Ницше родился в семье пастора. После ранней смерти своего отца переехал в Гамбург. Он получил гимназическое образование, после чего началось богословие, а затем классическая филология в университетах Бонна и Лейпцига (1864-1869). Сразу после окончания университета он стал профессором классической филологии в Базельском университете (1869-1879), где он был близок к некоторым видным европейским интеллектуалам, в том числе Ричарду Вагнеру, чья музыка и взгляды оказали чрезвычайно сильное влияние.

Годы спустя он выступает против Вагнера за его шовинизм, антисемитизм и христианство. Руководствуясь патриотическими мотивами, Ницше принял участие в франко-прусской войне 1870-1871 годов как доброволец в санитарных частях. Ухудшающееся самочувствие из-за продолжительной болезни заставляло его покидать преподавание в 1879 году.

В течение десяти лет он живет на разных курортах в Италии, Франции и особенно в Швейцарии. В одной из своих последних работ Ницше указывает, что он во многом обязан своей философией болезни, потому что великая боль ведет к прозрению и иссушению духа. После 1889 года, в результате углубления болезни, он впал в безумие и провел последние 11 лет своей жизни в Веймаре, где его мать и его сестра заботятся о нем.

Ницше оставляет богатое теоретическое наследие, часть которого была посмертно опубликована под руководством его сестры, которая, особенно в начале 1930-х годов, отредактировала и фальсифицировала его в национально-социалистическом духе. Эти издания настолько искажают дух и идеи Ницше, что даже такой близкий в некоторых своих идеях к национализму, мыслитель, такой как Освальд Шпенглер, был возмущен и решил прервать его сотрудничество с архивами Ницше.

Книги Фридриха Ницше

Среди наиболее важных работ Ницше выделяются:

  • «Рождение трагедии Духом Музыки» (1872),
  • «Несвоевременные размышления» (1876),
  • «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов» (1888),
  • «Утренняя заря». Мысли о моральных предрассудках »(1881),
  • «Веселая наука» (1882),
  • «Так говорил Заратустра »(1883-1885),
  • «Вне (по ту сторону) добра и зла». (1886),
  • «Генеалогия морали» (1887),
  • «Что происходит с Вагнером. Проблема музыканта»(1888),
  • «Вот человек »(1888),
  • «Антихристианин». (1888),
  • «Сумерки идолов, или как он был философский с молотом» (1889)
    и незаконченная «Воля к власти» (1887-1888), опубликованная посмертно.

Фридрих Ницше философия

Философское развитие Ницше традиционно делят на три основных периода, отражающих основные тенденции в его творчестве. В «ранний» период (1881-1886) преобладала философия культуры и эстетики, а также влияние Артура Шопенгауэра и Вагнера. Второй период (1876-1882) отражает оценку всех ценностей и критику, а третья – желание создать совершенно «новую философию», за которой больше нет ни Бога, ни человека.

Несмотря разделение, даже в его ранних работах, наблюдается звучание серии мотивов, которые позже находят своеобразное развитие и модификации в его зрелых работах. В то же время его взгляды в большинстве случаев преднамеренно подвергаются антисистематическим разборам в эзотерической и афористической форме, провоцируя возможности для различных интерпретаций.

Статья по теме:  Основное о Платоне -биография

На самом деле философ писал блестящим литературным языком, сознательно вплетенным в парадоксальную полифонию, акцентов и мыслеформ и образов. Поэтому все его творчество представляет собой как бы многогранную гигантскую структуру, но некоторые выдирают оттуда просто красивые кусочки мозаики, на которые предлагают смотреть другим, не говоря об общей картине этой разноцветной и фактурной громады.

Сам Ницше считает, что нет никаких реальных фактов о знании, а только «интерпретации» и интерпретации интерпретаций, которые придают явлениям различное значение в зависимости от точки зрения субъекта. Поскольку один текст допускает множество интерпретаций и никто из них не может утверждать, что он прав, то «истина – это такое заблуждение», без которого конкретные люди просто не могут существовать.

Даже законы природы являются лишь субъективной интерпретацией наших собственных символов, с помощью которых мы создаем «мир», чтобы мы могли жить в нем. Поэтому «мир», задуманный как нечто независимое от нас, нашего собственного существа, логики и предрассудков, невозможен и «не существует».

Суть жизни Фридриха Ницше

Единственное реальное измерение мира в его существовании само по себе – это «жизнь», которая находится в водовороте вечного возвращения – вечный цикл, в котором «все умирает и все снова расцветает». И суть «жизни» определяется взаимозависимостью ее внутренних «сил», обусловленных «волей к власти».
Эти принципы Ницше, принимая различные изменения в эволюции его взглядов, пронизывают всю его философию истории и культуры.

Даже в своих ранних работах он намеревается взглянуть на искусство и духовную культуру, которые определяют бытие человека «с точки зрения жизни». По словам Ницше, у источников европейской культуры – от древних греков – есть два основных «происхождения», которые в своей оппозиции определяют его развитие и его сущность. И это «Аполлон» и «Дионис».

Начало Аполлона

«Начало Аполлона» создает иллюзии абстракций, когда люди скрывают истинные основы реальности и заменяют ее миром своих фантазий. Эта тенденция превращается в логическую схему рационализма. Его основой является Сократ, который становится поворотным моментом в мировой истории. Он сначала дает иллюзорное представление о том, что с помощью чистого знания можно проникнуть в самые глубокие глубины бытия, которые даже могут быть исправлены.

Статья по теме:  Сциентизм в культуре Нового времени

Вот почему Сократ является прототипом «теоретического оптимиста», который дает и ищет знание универсального значения и рассматривает его как панацею от всех несчастий и основание морали. Следовательно, «апполонийская культура» культура знания, порождающая нелепую веру, что наука с ее логикой и теоретизмом должна и может вести «жизнь».

Эта тенденция проходит через всю европейскую культуру, чтобы найти кульминацию в современном мире, идеология которого – теоретизм, основанный на науке и оптимизм, основанный на знаниях. Но логика и теоретическая наука имеют свои пределы и обусловленности, которые в конечном итоге порождают разочарование и неопределенность. «Современная культура, основанная на принципе науки», встречается с призраком разрушения, потому что она начинает становиться «нелогичной».

Дионисское начало

В отличие от «Аполлона», «Дионисское начало» смелое и бурное. В своей иррациональной непосредственности оно срывает завесу иллюзий и «открывает путь к началу бытия, к самой интимной сущности вещей». Оно несет в себе «сверхнормальность витальности» и раскрывает возможность испытать истинное измерение бытия-трагизма как основы жизни.

По самой своей природе «начало Диониса» является «всеобъемлющим зеркалом мировой воли» как отражение вечной истины, которая всегда носит иррациональный мифический характер. Его неисчерпаемая жизненная сила не останавливается перед самыми страшными делами и разрушениями, все для него разрешено, оно не может быть добрым и злым, ибо у него нет границ. Это выражение сущности самой жизни, руководствующееся изначальной волей к власти, которая ведет к самоуничтожению.

Если Ницше в древнегреческом искусстве и культуре «Аполлон» и «Дионис» существуют как взаимозависимые и переплетенные основы, история всей европейской культуры – история научной рациональности, которая в настоящее время доведена до крайности. Так что современный человек больше не имеет истинную культуру, содержащуюся в его недрах «здоровый и святой праобители».

Он был лишен своих корней, воплощенных в мифах, которые подпитываются от «дионисийского начала» и человек постоянно стремится искать отчаянно в прошлом всех других культур. И, пожалуй, единственная тайна, носится духом новой немецкой музыки и философии, способна вернуть современного человека обратно на первичную основу потерянности мифического опыта жизни, доминирующего в досократовой эпохе.

Ницше ратует за «возрождение немецкого мифа», который может привести к «возрождению трагедии» молодому поколению «истребителей драконов», отвергающих иллюзию оптимизма и способных начать жить смело и решительн. В Ницше присутствует двойственность вместе с прославлением немецкого духа и надеждой на его освободительную роль он подвергает резкой критике немцев.

Бог мертв!

В своей оценке всех ценностей Ницше также критиковал христианство, которое, как правило, «враждебно к жизни». Оно отрицает «мир», стремится сделать его более бедным, бледным и уродливым, вызванным его «отвращением к жизни». И моральные ценности христианства являются выражением усталости и упадка. Сама мораль, возникшая под знаком религии, является самой страшной формой проявления «воли обрекать».

Статья по теме:  Почему СМИ является четвертой властью

Поэтому стремление к «принципу жизни» по своей сути «антихристианское», а современность провозглашает, что «Бог мертв!». Христианская мораль слабых, беспомощных бездельников, которые только надеются на своего божества-спасителя, а не на себя. Ницше выступает против «высшего духа», который инстинктивно выступает против «воли к власти» как основного принципа жизни и независимости.

Фридрих Ницше сверхчеловек

Мораль – это самоутверждение жизни и благородства трагического человека, который «любит судьбу» в своей неумолимой безжалостности. Таким образом, он честен перед собой и перед «вечной праведностью». Отсюда Ницше приходит к мифу о «сверхчеловеке». Для него человек является результатом развития болезни – он «больное животное», пытающееся обмануть себя с помощью культуры и морали, чтобы избежать своей животной природы.

Общепринятые социальные и моральные нормы являются выражением борьбы со слабым чувством стада – они являются «тиранией низшей и самой глупой» над независимостью и живым принципом человека. Поэтому они должны быть отвергнуты с позиций «аморализма», который ставит человека «вне добра и зла».

В самой природе человека ставится необходимость преодолеть себя, выйти за пределы и создать более высокое существо, чем он сам. Это «сверхчеловек», который должен возникнуть и передать истинную ценность и смысл существования как «победителя бытия и ничто». «Сверхчеловек» – единственный, кто способен преодолеть глубокие ошибки современного мира, нравственности, культуры и самого человека и таким образом провозгласить триумф жизни в своих непосредственных инстинктах и устремлениях.

Влияние Ницше

С этих позиций Ницше отрицал «ошибки» Просвещения и Французской революции, европейской демократии и социализма. Для него, где социальные нормы и организации заканчиваются там, где начинается Человек. Так Ницше видит глубокий смысл его иррациональной и волюнтаристской философии «чтобы стимулировать человечество к решениям, которые будут определять все будущее» с точки зрения реализации беспрепятственного обретения элемента жизни в своей истинной сущности.

Взгляды Ницше оказывают сильное влияние на европейскую культуру и искусство конца XIX – начала XX века. В своей модифицированной форме они сразу воспринимаются идеологией национализма, которая представляет ее как «самое значительное явление в новейшей истории духа». И его философские идеи определенно влияют на формирование экзистенциализма, философской антропологии и герменевтики.

Читайте также:
Дэвид Юм
Хадзимэ Каваками – японский философ-марксист
Аристотель и христианство

Насколько полезной была эта статья?

Нажмите на звезду, чтобы оценить это!

Средний рейтинг / 5. Подсчет голосов:

Пока нет голосов! Будьте первым, кто оценит этот пост.

Метки

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button
Close
X