Этика Пьера Абеляра

В этике Пьера Абеляра есть несколько основных норм морального сознания и поведения, в которых описывается новая этико-этическая платформа католицизма.
Этико-этическая платформа католицизма
- Идея цели и намерения. «… когда одно и то же происходит из-за разного намерения, такой поступок может быть хорошим или плохим». Вот почему намерение, мотивирующее действие, подлежит оценке.
- Умеренный и продуманный выбор — идея «свободного выбора человеческой воли». Выбор имеет моральную ценность и является фактором духовного мира человека. Свобода выбора означает ответственность за действия и поведение.
- Рационализм. Чувства часто служат оправданием определенных действий, а не прочной основой для добродетели. Роль разума выражается в способности измерять реальные культурные ценности с помощью великих принципов бытия. Рационализм — это именно тот, который понимает многонаправленные и многогранные факты жизненной практики. Рационализм выводит человека из «пещерного мира» и предлагает ему нормы поведения, соответствующие великим принципам гуманизма, доказанным в историческом развитии.
- Подчеркивает гуманистические нормы морального мира человека. Абеляр объединяет всеобщее человеческое понимание добродетели и справедливости с христианской нормативностью и пониманием. Он защищает причину христианского гуманизма, который ценит личное достоинство и моральные качества личности.
Абеляр протестует против аскетизма и вынужденного сдерживания потребностей, смотрит на жизнь как на осознание добра и радости, любви и взаимопонимания среди людей. Гуманистические черты его этики — это положительные определения человеческого существа: нравственные качества, которые поднимают умного человека выше посредственности, банальности, агрессивности и цинизма в повседневной жизни.
Аристотелизм

С Абеляром начался средневековый аристотелизм. Через него аристотелевская теория абстракции становится неотъемлемой частью средневековой философии, хотя его решение проблемы универсалий отыскивает только его преемник У. Оккам.
Тем не менее, серия жизненных конфликтов и драматическая дихотомия в душе Пьера Абелара отражаются в работах. Вот почему теоретические построения мыслителя невозможно «очистить» от контекста чувственной культуры, в которой они существуют. Потому что Абеляр — философ, а философ не сочиняет — он сам его философия. Пьер Абелляр оставляет значительный след в духовной жизни Средневековой Европы.
Стремление к критическому переосмыслению теологии и рационалистической интерпретации ее позиций делает его философию предвестником динамических изменений, которые должны произойти в европейском сознании и культуре.
Читайте также:
Пьер Симон Балланш – представитель французского романтизма