Практики

Осознанные сновидения и православная традиция

В целом, православная традиция не особенно одобряет практику осознанных снов. Тем не менее, наличие так называемого ясного сна для святого или продвинутого подвижника не является чем-то удивительным.

Концепция выхода души из тела и пребывания в иных мирах, где также обитают существа из иномирья, которые могут быть и бесами и ангелами, вполне сходна и с различными учениями в духе нью-эйдж и с традиционными восточными религиями.

Вероятно, ограничение для исследования этого иного мира стоит именно для простых людей, которые живут в миру и не обладают нужным духовным опытом и, главное, духовной силой и прозорливостью, которые позволили бы определить, когда искушает бес, когда нисходит благодать и куда лучше в иных мирах нос не совать. Если почитать жития старцев и свидетельства разных монахов, то не составит труда увидеть довольно много невероятно искусных вариантов искушения, которые действительно для простого человека могут завершиться или духовным заблуждением или даже помешательством рассудка.

Как трактуется ясный сон

Специальных методик по вхождению в ясный сон православная традиция не предлагает. Как минимум, опыт автора данного материала по изучению текстов этой традиции не позволяет сказать, чтобы где-либо были прямые указания и тексты от подвижников на тему прямых инструкций работы именно со сновидением, как например, есть точные буддийские тексты посвященным именно осознанию себя во сне или современные методики наподобие Монро или Лаберджа. Тем не менее, общий анализ православной традиции позволяет сделать ряд выводов:

  • ясный сон – духовная заслуга, которая нисходит подобно Дарам Святого Духа, просто со временем по выполнении с нужным усердием другой духовной практики: развития положительных качеств, молитвы, поста.
  • также осознание во сне достигается подспудно благодаря характерным православным практикам таким как ограничение сна, которое сочетается с изнурением тела и умная молитва, таким образом, когда подвижник засыпает, он продолжает начитывать молитву, то есть сохраняет концентрацию, а тело естественным образом отключается в связи с усталостью;
  • намеренное увлечение снами, тем более, не «ясными», а простыми, то есть такими где вы просто как бы смотрите кино и не понимаете факта сна, является делом бесовским, святые советуют не увлекаться этими образами и вообще не придавать особенного значения, при этом сами святые иногда могут предвидеть грядущее или получать благодать во сне, но эти сны являются ясными;
  • через сон бесы могут воздействовать на человека, поэтому в целом данная территория считается условно неблагоприятной и лучше всего (для простого православного) просто молиться перед сном, а поутру благодарить Господа за возможность снова проснуться и трудиться на этой земле;
  • овладение своим сознанием во сне, равно как прозорливость или другие духовные достижения, рассматриваются не как самоцель, но как просто признак духовного развития, впрочем, подобного мнения придерживаются и индуисты относительно обретения сикхов и буддисты, которые видят во сне просто очередную вариацию иллюзии и пустоту, которая становится формой, но, по сути, не имеет существенного значения.
Статья по теме:  Существует ли телекинез — реальные подтверждения и обучение

Таковы общие выводы относительно православной традиции и осознанных снов. Тем не менее, эта область намного интереснее и разнообразнее. Здесь есть существенный простор и для практики и для раздумий.

Читайте также:
Агафьин день

 

Насколько полезной была эта статья?

Нажмите на звезду, чтобы оценить это!

Средний рейтинг 3.3 / 5. Подсчет голосов: 3

Пока нет голосов! Будьте первым, кто оценит этот пост.

Один комментарий

  1. Большинство монахов знают про медитацию и практикуют её. Просто это не выходит за круги своя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button