Философия

Сущность гуманистического рационализма Пьера Абеляра

Пьер Абеляр ( Абаилард или Адвайелард) родился в 1079 году около Нанта в семье образованного рыцаря. Отвергая свою собственность в пользу своих братьев, он полностью посвящает себя философии.

Биография Пьера Абеляра

Он студент Росселина (журналист) и Гийом Шампо. Из-за болезни он провел период 1106-1108 годов в Бретани. Затем снова вернулся во Францию и начал преподавать сначала в Мёллене, а затем на холме Сент-Джонвиев.

После периода изучения богословия в 1116 году он снова вернулся в Париж, где добился выдающейся репутации как философа и учителя.

Кастрация и осуждение Абеляра

Решающую роль в его жизни и творчестве играл роман с ученицей Элоизой, племянницей Канона Фулбера, который приказал кастрировать Абеляра и он вынужден уйти от мира в монастырь Сен-Дени. Теолог-философ принимает духовное посвящение. Из-за его свободного антидемократического и нетрадиционного стиля мышления Пьер Абеляр постоянно вступает в конфликт с церковными властями.

В период 1118-1120 гг. написал свою книгу Theologia summi boni, в результате которой в 1121 году, был осужден Синодом. После Абеляр отправляется в аббатством Сен-Жельде в Бретани (1125-1132). По словам Джона Солебера, Абеллар возобновил свою преподавательскую деятельность в 1136-1140 годах. В 1140 году, согласно Бернарду из Клерво, он снова был осужден, на этот раз в Сансе.

Более важные работы Абеляра:

  • автобиография «История моих бедствий»
  • «Введение в теологию»
  • «Да и нет»
  • «Этика или познание себя»
  • «Христианская теология»
  • «Теология для ученых»

Он умер в 1142 году в монастыре Святого Марселя.

Пьер Абеляр
Пьер Абеляр

Предшественник Спинозы

Абеляр — один из самых выдающихся мыслителей из средневековых схоластов. В продолжающемся противоречии реализма с номинализмом, доминирующим в философско-теологической науке, Абеляр занимает особое положение.

Он доказывает, что та же самая сущность применима к каждому отдельному человеку не во всем его существенном (бесконечном) объеме, а только индивидуально, конкретно и в конечном счете («индивидуальный тантум»). Таким образом, в его учении две великие противоположности, бесконечные и конечные, примиряются, поэтому Абеляра справедливо называют предшественником Спинозы.

Статья по теме:  Этика Пьера Абеляра

Основные темы Абелара сосредоточены на проблеме спасения людей и его основных компонентов: вера, любовь и божественность.

По мнению мыслителя, вера есть не что иное, как суждения о невидимых вещах.

Это означает, что понятие «вера» освобождается от идеологических и манипулятивных элементов, от догматической власти и единственным значением является признание присутствия чувства, недоступного для чувств. В этом духе, вопреки догматизму, Абеляр понимает любовь Бога как любовь к миру, цель которой есть и у людей, то есть земная и реальная. Таинство, по его словам, является видимым признаком невидимой божественной благодати или символом веры.

Важно, что Абеляр прибегает к онтологическому использованию диалектики, применяя принцип противоречия даже к неприкасаемой божественной природе. Это богословие теософа маскируется путем интерпретации проблемы Божьего трактата.

Философия Абеляра. Бог повсюду.

«… И хотя он перемещает все, он не двигается в нем, так же, как душа в теле, которая перемещает все органы, и все же … в каждом из них есть одна душа».

Эти взгляды приближают мыслителя к пантеизму. Бог все больше и больше растворяется в естественной реальности, и его функция связана с функцией естественного. Более того, Абеляр отрицает несовместимость материи и духа, тезис, характерный для догматической схоластики. Он утверждает, что материя и дух могут быть приняты в единстве, в том числе с участием божественного начала.

Иисус Христос

Христос — это единство между божественным, духовным и телесным. «… духовное не может стать телесным, но оно может быть включено в единство личности Христа, в котором существуют Божье Слово, душа и плоть. Эти три природы похожи, так что каждое из трех веществ сохраняет свою природу и никто из них не переходит к другому … Бог принял нашу природу, не потеряв свою.»

Статья по теме:  Томас Мор и его идеальное государство

Сама мудрость Бога, утверждает он, на самом деле является светом, цитируя евангельское про Иисуса Христа: «Я – свет мира» (от Иоанна) и присутствует в нашем мире. Поэтому, благодаря своим модификациям, Бог участвует в нашей реальности.

Дух

Святой Дух — это душа над нашими душами. Очень часто в творчестве Абеляра образ мира предстает как живое существо, «потому что разум, которым обладает одна вещь, наиболее близко приближается к Божьей мудрости». В этом смысле Святой Дух, то есть одно из лиц божественной сущности, является принципом существования человеческих душ, их основой.

Святой Дух вечен, но душа имеет начало: «…есть начало действий. У Господа Иисуса Христа есть начало, но он вечен в его божественной природе». Вопреки традиционной догматике, Абеляр сокращает расстояние между человеком и Богом, телесный человек несет в себе божественную природу.

Бог

Действия Бога ограничены законом и нашей свободной волей. «… он способен делать то, чего никогда не будет; и это, похоже, понимается скорее в том смысле, что он может делать только то, что должен делать. И что ему не нужно делать, он никогда этого не сделает. В противном случае, если он откажется делать все, Бог не будет всемогущим.»

« … Бог хочет стать многими вещами, которые, несомненно, будут вознаграждены его благодатью, если они появятся, но их не бывает. Поэтому он заботится о спасении каждого человека и ведет его к этому спасению, но мало кто его слушает».

Насколько полезной была эта статья?

Нажмите на звезду, чтобы оценить это!

Средний рейтинг 0 / 5. Подсчет голосов: 0

Пока нет голосов! Будьте первым, кто оценит этот пост.

Статья по теме:  Частная собственность в концепциях Платона и Аристотеля

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button