Практика осознанных сновидений в буддийской традиции
Практика работы с осознанием себя во сне имеет довольно глубокие корни и если кому-либо кажется осознанное сновидение изобретением Стивена Лаберджа или Михаила Радуги, то тут нужно сделать существенную ремарку. На самом деле подобные практики использовались людьми довольно давно, и глупо было бы, если бы не использовались, ведь люди и раньше спали и видели сны.
Интересным примером является буддийская традиция, которая, как известно, включает в себя 4 основные школы и довольно много течений. Тем не менее, не станем тут классифицировать практики работы во сне относительно какой-либо школы, приведем просто общую картину, которая отражает суть этих практик. Эти сведения не являются прямым руководством, но позволяют понять некоторые интересные детали.
Буддизм и сновидения
В целом, вполне логично именно для буддийской традиции делать акцент на работе со сновидениями, так как в этом учении (не религии, как подчеркивают сами буддисты) мир представляется как иллюзорное бытие, подобное сну. Если обобщить, то цель буддиста заключается в том чтобы именно проснуться из этого тотального сна, перейти в бодрствование, то есть совершить переход из сансары в нирвану. Ну, если есть такое намерение, то помочь другим с этим переходом.
На тему сновидений осталось довольно много сочинений от средневековых буддийских авторов. По большей части этой тематикой стали интересоваться после распространения буддизма на территории Тибета. При этом есть и какие-то более ранние сочинения, есть и труды современных авторов.
Буддийская традиция рассматривает практику во сне как очередной способ понять иллюзорность этого мира, который тоже является подобием сна, но так как и во сне мы не понимаем факта пребывания во сне, так наяву, не осознаем собственного положения. Помимо этого практика сновидений работает с так называемыми переходами между бардо – различными положениями сознания, в которых оно оказывается пребывая в сансаре. Например, сейчас мы переживаем бардо человеческого существования, когда оставим тело, будет иное бардо, сознание будет в других условиях, если окажемся в высших мирах, то будем переживать бардо этих миров.
Умение контролировать собственные сны дает умение контролировать переход между бардо. А такой контроль дает возможность выбора, которая отсутствует у малоразвитых существ, принимающих переживаемый опыт за подлинную действительность. Как известно, в буддизме есть учение о пустоте, поэтому там никакие феномены не видятся самосущими. Отсюда и выработка соответствующего воззрения, когда мир сна и яви воспринимается как иллюзия.
Безусловно, некоторые практики имеют оттенок традиции, то есть они могли бы даваться и без некоторых сугубо буддийских элементов, но, так как авторы были частью традиции, они давали учение именно так. Нужно ли быть буддистом для того чтобы начать практиковать? Принципиального в этом ничего не наблюдается, то есть если для практики не требуется специальное посвящение и подготовка, то практика может выполняться кем угодно, но потребуются определенные знания.
Специфика буддийских практик
Для того чтобы они лучше работали целесообразно выполнять ряд традиционных предписаний. Каждая практика передается через ряд гуру, принадлежащих традиции. Как считается, если обратиться с почтением к этим учителям, то эффект будет увеличен и препятствия на пути практикующего будут устранены.
Поэтому вполне целесообразно:
- делать молитву прибежища;
- медитировать на 4 благородные истины;
- обращаться с почтением к тем учителям, которые передают практику;
- посвящать заслуги.
В общем, речь идет о так называемом буддийском минимуме, который на самом деле и представляет собой как бы обрамление традиции над чистой практикой. При этом эти дополнительные методы могут действительно помогать.
Также потребуется изучить ряд тибетских слогов и визуализаций. Как правило, в инструкциях предлагается использовать именно тибетские слоги и лучше пользоваться ими.
Остальное появится с опытом медитации и последовательного выполнения рекомендаций.