Понятие дхьяна в буддизме
Медитация, духовное созерцание, созерцание духовного субъекта это принципиально важно во всех школах и формах буддизма. Большинство источников указывают на неоспоримое влияние в этом плане йоги традиции Брахманизма — дхьяна-йога — это самый высокий уровень, достигаемый адептом. Есть свидетельства того, что йога — это древняя практика, которая существовала в древней культуре индийских земель (в центре Мохенджо-Даро). Компоненты йогической медитативной практики, такие как определенные позы (например, сидячее положение со скрещенными ногами) и контроль дыхания, воспринимаются в буддизме как имеющие вспомогательный смысл. В основном там делается фокус на медитацию. И смысл медитации — достичь уровня мудрости, которая является спасением.
Фокус буддиста
В начале буддийские адепты в медитации фокусируются на несколько тематических областях: на временности тела (скоротечность тела) на любви (монах размышляет о любви в качестве условия для счастья всех и желает счастья всех живых существ) на сострадании (из-за страдания других существ), радости (направляет свои мысли на радость других и присоединяется), на мире (во внутренней беспристрастности монах созерцает все доброе и злое в мире, любовь и ненависть, богатство и бедность, доминирование и подчинение).
В медитативной практике используется созерцание объекта, который нередко обозначает какой-то аспект реальности, например, глиняный сосуд, представляет землю в качестве перво элемента; или сосуда с водой, представляющего воду в том же качестве; в огне. Также используются в символические формы в более поздних ветвях буддизма: круг в китайско-буддийской школе и Мандала в тантрическом буддизме. Известны также примеры изображений Бодхисаттв, используемых в качестве медитативных объектов.
В раннем буддизме четыре благородные истины, основное выражение Дхармы, стали предметом созерцания. Последняя стадия, степень полной концентрации и предела концентрации, называется самадхи. Уровни этого пути в сводной форме представлены как: уровень соблюдения нравственных императивов, полной концентрации (самадхи), мудрости или спасения (праджна), а также нирваны или окончательного освобождения от цикла реинкарнаций.